О нас Клиенты Консалтинг Обучение Публикации Вопрос/ответ Документы

Часть первая: «Идеология»
Часть вторая: «Человек или винтик?!»
Часть третья: «Всегда ли прав начальник?»
Часть четвертая: «Управлять или властвовать?»
Часть пятая: «От слов – к делу»
Часть шестая: «Мифы и легенды»
Часть седьмая: «Кодекс надо чтить»
Часть восьмая: «Ну, и что с этого будет?»

Все интервью:
Интервью 2002
Интервью Валентины Миникес
Интервью о Школе менеджмента

поиск:

сервис:
распечатать страницу на принтере
послать ссылку на эту страницу по почте



Интервью 2002

Часть первая: «Идеология»

ВОПРОС: Итак, вы на рынке с 1989 года. Наверное, вы можете обозначить какую-то динамику потребностей организаций в консалтинговых услугах. Есть ли она, с вашей точки зрения?

Л.М.: Конечно, есть: потребности просто не было, а теперь она появилась. Большинство руководителей поняли смысл словосочетания «управленческий консалтинг», и, в общем, поняли правильно: внедрение регулярного менеджмента, помощь в наведении порядка в организации. Появились даже свои «хиты продаж»: почти всех наших клиентов прежде всего интересует четкое и обоснованное разделение полномочий и сфер ответственности, эффективная система оплаты труда, система отбора-найма персонала... В общем, жизнь идет.

Тем не менее, наша работа по-прежнему во многом связана с информированием, обучением... Наше так называемое «продвижение» – это, по сути своей, обучение. Мы и Школу менеджмента открыли в том числе для того, чтобы заниматься пропагандой. Пропагандировать менеджмент, как профессию; регулярный менеджмент, как управленческую необходимость; консалтинг, как способа получения и использования управленческой обратной связи.

ВОПРОС: Ну, раз уж речь зашла о «пропаганде»!.. Можно подробнее о вашей идеологии?

В.К.: Можно. Во-первых, мы считаем, что в организации должна работать система. Наша задача – минимизировать «человеческий фактор», то есть внедрить практику отношения к кадрам, как к ресурсу.

Л.М.: Да, ключевое слово – это «система». Во-первых, в том смысле, что один из наших идеологических ориентиров – это системность в подходе к организации-клиенту. Нельзя рассчитывать на решение проблем в какой-то сфере организационной жизни, в каком-то аспекте внутреннего устройства организации, не затрагивая при этом большинства смежных аспектов и сторон ее деятельности за пределами этой узкой «проблемной зоны». Нам трудно понять, как можно, например, разработать процедуру отбора и найма персонала, не опираясь на качественные должностные инструкций. А как создать должностные инструкции, не оптимизировав предварительно бизнес-процессы? Или, какой будет в смысл процедуре отбора и найма в отсутствие осмысленной технологии введения в должность, а значит – внутрифирменного обучения? Многих клиентов волнует оплата труда. Как создать эффективную систему оплаты труда, не разобравшись в организационной структуре, а значит – не разработав долгосрочного плана? Ну, и так далее. Организация – единый живой организм, нет в нем изолированных друг от друга «органов и систем», которые можно было бы оптимизировать по отдельности. Мы «входим» в организацию с цельным представлением о корпоративном контексте, как системе – нельзя браться за его фрагмент в отрыве от ряда стратегических составляющих, которые пронизывают организацию снизу доверху и «из стороны в сторону».

При этом мы видим коллег, которые берутся за такие «фрагменты» - и не понимаем, как они это делают... а с другой стороны – коллег, для которых наш подход оказывается новым и нетипичным. Хотя часть из них реагирует с энтузиазмом, - «Да, конечно, так и надо, это здорово!», - и есть люди, которые полностью разделяют эту нашу точку зрения, так же работают и так же настаивают на принципе комплексности. Но есть ощущение, что так делают не все. Нам же кажется, что это вообще трюизм, что это должно быть чем-то само собой разумеющимся.

ВОПРОС: Их больше, – тех, кто работает системно, – или...

Л.М.: Нет, их очень мало. Это единицы, это такие проблески, из которых, мы надеемся, со временем вырастет наше сообщество, и заменит тот контекст, который довлеет сейчас. Нам кажется, что сейчас идет период становления – и, как во всяком периоде становления, имеет место своего рода винегрет. Нет, конечно, не должна быть идеология одна на всех, и технология одна на всех, и подход один на всех. Однако есть основополагающие вещи; но даже на этом уровне пока еще не разобрались...

Это – первый идеологический нюанс: системность, комплексность.

Второе – тоже «система», - но в другом смысле: применительно к описанию не нашего профессионального подхода, а внутреннего устройства организации, как таковой.

Мы довольно быстро поняли разницу между «психологическим» подходом к организационному консультированию (а он очень распространен, потому что многие консультанты – из психологов... как и мы сами, кстати) – и собственно «организационным» подходом, если можно так сказать. Психология – это наука о человеке. Психолог – это профессия, для которой «результатом» является человек: более счастливый, более довольный собой, более гармоничный – и так далее, в зависимости от исповедуемой психологической модели и предпочтений конкретного специалиста. Для нас же результатом является более качественная организация, если точнее – более богатая организация. Не всегда мы прямо связываем результат своей работы с финансовыми показателями, но каждый раз надеемся внести свой вклад в достижение именно этой цели. С этой точки зрения, человек для организации – точнее, для руководителя организации – это способ, инструмент. Ресурс. Даже современное наименование «персонала» по-английски – “Human resource” – это человеческий ресурс, ни больше, ни меньше. В прямом смысле: есть станки, есть здания, есть деньги, а есть люди – сотрудники; это – ресурс. И он интересует нас постольку, поскольку этот ресурс может иметь больший или меньший КПД. Нас не интересует конкретный человек, как таковой, как конечный результат нашей работы. Нас интересует результат функционирования этого человека на занимаемой им должности.




Главная Публикации Интервью 2002 Часть первая

Наш адрес:  г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 80, офис 619. Телефон (383) 200-40-25, 200-40-55.
E-mail: leader@liderstvo.ru

Дизайн Интернет-Агентства "Онлайн Сити", 2001 © Агентство Льва Миникеса, 2001-2009