О нас Клиенты Консалтинг Обучение Публикации Вопрос/ответ Документы

Диагностика
Стратегический консалтинг
Видение
Маркетинговый анализ
Миссия
SWOT
Стратегическое планирование
Оперативный консалтинг
Внедрение
Цели и результаты
Когда нужен консалтиг

поиск:

сервис:
распечатать страницу на принтере
послать ссылку на эту страницу по почте

Эффективный план - продукт коллективного труда. Однако ответственность и за процедуру, и за результат лежит только на одном человеке - руководителе, ее нельзя поделить или делегировать. Целевая составляющая предприятия является его личным управленческим сценарием, реализация которого обеспечивает его личное вознаграждение. Он имеет право вето и должен решать, куда и как двинется предприятие в обозримом будущем.

Процесс планирования можно воспринимать, как непрерывную спираль шагов, - обсуждений и действий, - в которой результаты каждого шага инициируют исследования и действия, предпринимаемые на следующем шаге. Процесс протекает в обоих направлениях: выводы, сделанные по окончании очередного шага, могут побудить авторов плана вернуться на один из предшествующих этапов, чтобы проделать дополнительную работу. Начало этапа внедрения также не является завершением процесса: анализ результатов внедрения легко может привести к изменению стратегического направления. Более того, план должен подвергаться ежегодному пересмотру, с целью удостовериться, что все базовые тезисы сохранили свою актуальность, и план внедрения реализуется соответственно ожиданиям.

Наличие плана позволяет структурировать контроль - наметить результаты деятельности, определить сроки и методы их оценки (в отличие от ситуации, когда субъективное впечатление о достижениях сравнивается с интуитивными ожиданиями, и весь процесс идет на уровне ощущений). Однако! планы - не догмы, а ориентиры на пути. В основе стратегий всегда будет лежать масса допущений, и как бы убедительно они не выглядели, стопроцентное совпадение их с реальностью невозможно. Поэтому безупречных планов не бывает. Бывает так: руководители делают всё, что в их силах, для стратегического осмысления и внедрения, - и извлечения уроков из полученного опыта, - чтобы в следующий раз получилось лучше. Отклонение от плана - это нормально; более того, план должен подвергаться ежегодному пересмотру, с целью удостовериться, что все базовые тезисы сохранили свою актуальность. Но авторы плана должны понять, в чём причина отклонения, и скорректировать план, чтобы привести его в соответствие новому положению вещей. Чем быстрее будет выявлена природа отклонений, тем экономичнее могут быть реализованы стратегии. Таким образом, стратегический план - это основа не только для измерения показателей развития организации, но и для осуществления корректировок и преобразований.

В процессе стратегического планирования реальную пользу приносит не итоговый план в виде формального документа, а сам процесс. В ходе анализа проблем и целей системы, и возникающих по этому поводу дискуссий, участники планирования получают огромный объём информации. В результате обычно выясняется, что дела обстоят не так плохо, как вы боялись - и не так хорошо, как вам бы хотелось.

Процесс планирования редко приводит к поразительным открытиям. Он похож на процесс управления, как такового: череда маленьких "движений", которые, взятые вместе, позволяют организации совершать правильные действия, подвигаясь в правильном направлении.




Стратегию своей компании понимает в среднем 5% персонала. Действуют на основе стратегии менее 40% менеджеров среднего звена.
Вознаграждение, напрямую связанное со стратегией, получают в среднем 50% высших руководителей, 20% менеджеров среднего звена и 10% сотрудников исполнительского уровня.
57% организаций не связывают бюджет со стратегией.
86% руководящих команд тратят на обсуждение и принятие стратегических решений менее часа в месяц. В среднем 45% менеджеров вообще не занимаются этой деятельностью.

(Исследование Balanced Scorecard Collaborative, Renaissance Worldwide и журнала CFO Magazine)


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Важнейшая функция и прерогатива высшего руководства организации - это прогнозирование, принятие стратегических решений и разработка стратегических планов.

Центральная идея стратегического планирования - построение идеальной модели организации. Ради достижения этого идеального состояния организация "отстраивается" таким образом, чтобы сделать эту цель максимально доступной.

1. Стратегический план - это реакция на внутренние сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы, с целью создания преимуществ в конкурентной борьбе.

Для решения этой задачи описываются все основные аспекты жизнедеятельности предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются способы их решения. Таким образом, система стратегического планирования позволяет организации лучше понять, с одной стороны, ее внутренние возможности и ограничения; с другой - среду, в которой она функционирует, ее фактических и потенциальных клиентов, специфику отрасли и региона.

2. Стратегия должна упреждать влияние среды и предшествовать практическим действиям. Стратегический план определяет, куда организация направляется (стратегические цели); как она намерена туда добраться (способы достижения идеального будущего); и как она узнает, добралась она туда или нет (критерии достижения). В результате в управлении начинает доминировать упреждение, а не цепочки действий пост-фактум.

3. Стратегический план обеспечивает логичную систему дифференцирования управленческих задач, с тем, чтобы организационная структура соответствовала функциям.

Вместо лозунга "От сложившейся организационной структуры - к функциям подразделений" начинает работать принцип "От стратегического плана - к организационной структуре". Только в этом случае возможно планомерное наделение подразделений функциями, соответствующими заранее разработанному долгосрочному плану действий. Таким образом, система стратегического планирования является как индикатором необходимости корректировки организационной структуры, так и механизмом такой корректировки.

4. Стратегический план является стартовой площадкой для разработки детальных планов дальнейших действий, необходимость которых осознается как организацией в целом, так и ее конкретными работниками.

В отличие от оперативного (тактического) плана, описывающего, КАК должна выполняться работа, стратегический план определяет, ЧТО должно быть сделано. Затем стратегические мероприятия детализируются и сортируются по конкретным исполнителям; их исполнение строго контролируется.

5. Появляется возможность оценивать деловые ситуации на единой основе; обсуждать альтернативы, пользуясь единой терминологией; принимать обоснованные управленческие решения и ставить конкретные задачи, базируясь на едином наборе ценностей.

Все аспекты жизнедеятельности организации - формальная и неформальная составляющие корпоративной культуры, способы принятия управленческих решений, информационные потоки, оперативные планы, системы контроля и стимулирования труда - настраиваются по "камертону" стратегического плана. Все это - необходимые предпосылки интеграции и командного функционирования в организации.

6. Результатом является логически организованная, последовательная и интегрированная основа для получения\оказания управленческой поддержки (одобрения) и распределения ресурсов.

Распределение ресурсов является лакмусовой бумажкой для проверки адекватности стратегического плана организации. Не имея стратегии, невозможно прийти к единому мнению относительно того, какие изменения нужно проводить в первую очередь и какие ресурсы для этого использовать; каждый руководитель будет тянуть одеяло на себя, сосредотачиваясь на проблемах своего подразделения, а не компании в целом. Стратегический план позволяет положить на бумагу ключевые направления деятельности компании, связать их воедино и добиться максимальной эффективности использования ресурсов организации, сконцентрировав их на ключевых приоритетах.

7. Наличие стратегического плана - это необходимое условие эффективного управления персоналом.

Стратегический план "объясняет" бизнес работникам. Если в организации нет стратегического плана, то у сотрудников часто отсутствует единство взглядов не только на цели компании в целом, но и на цели работы своего подразделения.
В стратегическом плане заложены критерии важности той или иной должности для организации. Чем чаще должность задействована в нем и в вытекающих из него оперативных планах по подразделениям и конкретным исполнителям, чем значимее результаты, приносимые этой должностью - тем выше она должна быть в организационной иерархии. Критерии эффективности труда тоже должны быть соотнесены с целями и задачами, описанными в стратегическом плане.
Перечень мероприятий стратегического плана позволяет определить магистральные направления обучения персонала новым приемам и методам работы.



Стратегия - это система взаимосвязанных управленческих решений, нацеленных на достижение долгосрочного стабильного конкурентного преимущества. Стратегические решения не всегда связаны с большим горизонтом планирования, а скорее характеризуются их влиянием на глубину перестройки бизнеса, его структуры и направлений развития.

Стратегия есть набор правил, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы таких правил.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегическое управление требует предпринимательского поведения. "Предпринимательская" организация стремится к переменам, выступая за непрерывное изменение достигнутого состояния. Предвосхищаются будущие возможности и опасности; ведется глобальный поиск альтернативных вариантов действий; процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Таким образом, стратегическое планирование - это системный подход к предпринимательскому поведению.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют ключевую роль в успешной деятельности предприятия: именно они оказывают решающее влияние на его конкурентоспособность. Система стратегического планирования выводит фирму на уровень, где скорость и гибкость управления достаточны для решения стоящих перед фирмой задач, где поддерживается мотивация к постоянному улучшению работы. Однако все эти задачи решаются только в том случае, если стратегический план ориентирован на конкретные результаты, которые можно оценить. То, что можно оценить, имеет вероятность быть выполненным. В противном случае это - просто научный трактат.

По моему мнению, стратегический план безусловно необходим Вашей организации, если:

1. Вы приступаете к созданию своего бизнеса.

2. Вы намерены кардинально улучшить работу своей организации (которая уже успешно функционирует).

3. Вам необходимо определить кратко- и долгосрочные цели (задачи) для своей организации в ключевых областях её функционирования.

4. Вам необходимо распределить (приоритезировать) ограниченные средства (ресурсы всегда ограничены) между несколькими направлениями развития.

5. У Вашей организации слабые показатели по ключевым факторам (прибыль, рентабельность, динамика свободных средств и т. д.), и Вы намерены исправить положение.


Главная Консалтинг Управленческий Стратегический консалтинг Стратегическое планирование

Наш адрес:  г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 80, офис 619. Телефон (383) 200-40-25, 200-40-55.
E-mail: leader@liderstvo.ru

Дизайн Интернет-Агентства "Онлайн Сити", 2001 © Агентство Льва Миникеса, 2001-2009